
Русский народ не увидел в них освободителей
Отчасти они сами ответили на этот вопрос. Генерал Антон Деникин отмечал за границей в мемуарах, что власть «народных комиссаров» «ломала решительно и беспощадно» русскую жизнь и этим выигрывала в глазах у населения по сравнению с Белым движением, которое не предрешало будущее политическое и социальное устройство России.
Но понимал ли Деникин уже тогда, в 1918-1920 гг., что такое «непредрешение» губит Белое дело? Или же это прозрение наступило у него только в эмиграции?
В антибольшевистском движении временно соединились столь разнородные политические силы – от монархистов до эсеров – что было невозможно выставить какие-то общие для них лозунги. Разобщённость, склоки и отсутствие единой направляющей воли погубили Белое движение.
Спустя двадцать лет эмигрант уже советской волны Иван Солоневич сравнивал русских белогвардейцев с испанским генералом Франко, подавившим мятеж коммунистов и левых социалистов в 1936-1939 гг. Сравнение было в пользу «каудильо»: вместо «непредрешения» – чёткая программа государственного строительства. Определённость лозунгов – социальное государство, основанное на солидарности всех классов – помогло, по его мнению, Франко победить.
Белые постоянно взывали к русскому народу, что
Read more https://vizitnlo.ru/tajny-istorii/pochemu-belye-proigrali-v-grazhdanskoj-vojne/
Journal information