
Эта деталь биографии Железного Феликса никогда не была тайной за семью печатями. Она резко контрастировала с распространённой легендой, будто Советская республика находилась в «тисках империалистической блокады». И вдруг – в самый разгар Гражданской войны и иностранной интервенции! – глава репрессивной службы большевистского государства предпринимает поездку в самое сердце буржуазной Европы. В логово врага, так сказать.
Советские историки никак не пытались объяснить это противоречие. Ездил – и точка! Обсуждению и осуждению не подлежит. По официальной версии, Дзержинский отправился в Швейцарию на встречу с женой и маленьким сыном. Причём инкогнито.
Однако было бы нелепо полагать, будто власти принимающей стороны не знали о том, кто к ним в действительности пожаловал. Конспирация требовалась в первую очередь для того, чтобы уберечь руководителя ВЧК от любопытных журналистов, а также от иностранных дипломатов. Ян Феликсович Дзержинский рассказывал позднее, что однажды он вместе с отцом случайно столкнулись лицом к лицу с бывшим британским послом в России Локкартом, которого Феликс Эдмундович арестовывал и допрашивал в Москве. Но Локкарт не узнал председателя ВЧК, или сделал вид?
Учитывая, что в начале 1919 года жена Дзержинского Софья Мушкат...
подробнее
Journal information