
До сих пор смерть Якова Свердлова остается одной из самых популярных тем для дискуссий среди историков. Однако с кончиной революционера загадки в его биографии не закончились. Спустя 16 лет после его похорон сотрудники Кремля, занимавшиеся очередной инвентаризацией, обнаружили несгораемый шкаф, некогда стоявший в кабинете Свердлова. О его содержимом Генрих Ягода сообщил Сталину в служебной записке.
Наследство Свердловых
Клавдия Новгородцева, вторая и последняя жена Якова Свердлова, утверждала, что после убийства одного из основателей коммунистической партии Германии Карла Либкнехта Андрей Свердлов поинтересовался у отца: мол, смогут ли с тем тоже расправиться буржуи. Однако Сверлов заверил сына в том, что подобного исхода не стоит бояться. «Когда я умру, я оставлю тебе наследство, лучше которого нет ничего на свете. Я оставлю тебе ничем не запятнанную честь и имя революционера» - сказал Яков Михайлович Андрею. По крайней мере именно такую историю описывает в своей книге «Свердлов» Валерий Шамбаров. Вот только на самом деле супруги Свердловы обладали и вполне материальными богатствами.
Дело в том, что, как утверждал Борис Бажанов, автор книги «Я был секретарем Сталина», в 1919 году, когда советская власть висела на волоске, был отобран так называемый «алмазный фонд Политбюро». Этот фонд должен был обеспечить дальнейшее существование революционеров в случае падения установленного ими строя. Хранительницей «алмазного фонда» была назначена Клавдия Новгородцева. Даже после смерти Якова Свердлова его жена продолжала хранить драгоценные камни дома в письменном ящике стола. Об этом как-то поведал Бажанову и...
подробнее
Journal information