
Термин «Глубинное государство» давно и прочно вошёл в арсенал нашей публицистики и аналитики. Все попытки отнести понятие к теории заговора разбиваются о вполне научную трактовку термина как концентрации управления в руках неких групп государственных служащих и членов экспертных сообществ, создающих для своего взаимодействия неформальные институты и действующие за кулисами публичной политики.
Формирование подобных структур настолько нормальный процесс, что он описан ещё законом Паркинсона, выразившим в полушутливой форме вполне реальные тенденции мира управления. В данном случае закон Паркинсона гласит, что в любой большой группе, собранной для обсуждения и осуществления вопросов управления, всегда сформируется малая группа, которая возьмёт на себя все согласования и решения. Перехват управления малой группой есть необходимость, вызванная неповоротливостью больших групп и невозможностью оперативно реагировать на проблемы. Таким образом, глубинное государство – это некий стихийно возникший штаб, работающий параллельно с официально действующими штабами.
Глубинное государство не просто группы лоббирования, а теневое правительство, подчас более могущественное, чем правительство реальное. Как субъект управления, глубинное государство есть конгломерат групп, ориентированный на выполнение главной стратегической цели, которая считается данной элитной группой первоочередной для государства, в котором она действует. Часто глубинное государство стремится настолько повлиять не деятельность формальных органов власти, что способно вовсе парализовать их работу.
подробнее
Journal information