
Ираклий возглавил гибнущую империю, когда ей угрожали персы. И мог стать самым успешным правителем за всю историю Византии — если бы не новые завоеватели.
Судьбы полководцев
Благодаря школьным учебникам и популярным изданиям вроде «Книги будущих командиров», мы знакомы с определённым числом великих полководцев. В классическом пантеоне военных гениев — Александр Македонский, Пирр, Ганнибал и Цезарь… Мы можем знать их биографии в деталях.
А вот, например, про спасителя Афин Фемистокла все слышали, но читатель вряд ли сходу скажет, какой зигзаг сделала его судьба. Ещё меньше людей знает, кто такой Павсаний.
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам
У истории — тонкое чувство юмора. Фемистокл был изгнан из родных Афин. Последние годы жизни он спокойно и благополучно провёл в Персии, непримиримым врагом которой был когда‑то.
Павсаний — спартанский полководец. Он командовал объединённой греческой армией, разбившей персов и их союзников в битве при Платеях в 479 году до н. э. Финал его жизни был печальнее, чем у Фемистокла. Решившегося на предательство полководца раскрыли и замуровали в храме.
Грецию и Рим мы в общих чертах представляем. Однако есть страны и эпохи, где были яркие полководцы, одержавшие невероятные, но мало нам известные победы. Так, средний читатель вряд ли скажет, кто такой Халид ибн аль-Валид. Он же Сайфуллах.
Историческая память о военных гениях избирательна.
А если взять Византию? Читатель назовёт Иоанна Цимисхия — потому что тот воевал с древнерусским князем Святославом. Вспомнит Велизария и Нарсеса, которые восстанавливали империю. А что школьник или студент знают про Ираклия? Поисковик выдаст певца, но речь пойдёт не о нём…
Фантомные боли
Если открыть на одном очень популярном ресурсе статью про государство Сасанидов, то в глаза бросаются его западные границы, которые омываются водами Средиземного моря. Территория империи включает не только Сирию, но также Египет и часть Малой Азии.
подробнее
Journal information