Дохристианская история Руси часто показана в тёмном цвете, наши предки в ней — «дикие» варвары в звериных шкурах, живущие охотой и рыболовством в лесах и болотах, пишет Александр Самсонов. Единственными светлыми пятнами выглядят варяги-норманны, «принесшие» свет основ цивилизации на Русь (согласно норманнской теории), и княгиня Ольга, пытающаяся привить дикарям принципы христианства.
В итоге для большинства граждан России дохристианская история Руси — это настоящая терра инкогнита («неизвестная земля» на латыни).
Племена или государство
Когда говорят о Древнерусском государстве («протогосударстве»), часто можно услышать о племенах — поляне, словене, древляне, кривичи, радимичи и многие другие. При слове «племя» возникает образ каких-нибудь североамериканских ирокезов или папуасов, но никак не развитой общности.
Хотя в реальности любое славяно-русское племя было союзом или суперсоюзом племён, который контролировал огромное пространство (равное европейским королевствам или значительно большее). У союза была развитая система управления: выборный князь, воеводы, войско (дружина), совет знати — бояр, народное собрание (вече).
Союз племён был явлением не родовым, а политическим, территориальным. У каждого «княжения», или «земли», было не только «княжение своё», но и «законы отцов своих», т.е. законодательная система.
В Западной Европе в то время очень серьёзно относились к титулам. Так, в сообщении Бертинских анналов о посольстве «народа Рос» к императору франков Людовику Благочестивому (в 839 году) владыку руссов называют «королём». Через сто с лишним лет княгиню Ольгу (её христианское имя — Елена) называли «королевой Еленой» («Хроника продолжателя Регинона»).
Восточные источники называют правителей русов «царями» и «каганами» (императорский титул). Русскую землю считали государством. Так, араб Ибн Хаукаль сообщает: «Ар-Рус — так же, как аль-Хазар и ас-Серир, — это название государства, а не людей и не города».
А тот факт, что в Византийской империи (Восточно-Римской империи) не признавали достоинства «царей» соседних земель, называя их «архонтами» (старейшинами), говорит только о политике Царьграда. Ромеи считали себя наследниками Римской империи, а все окружающие народы были для них «варварами». В Константинополе не признавали царского титула и за болгарским царём (хотя болгары несколько раз угрожали столице империи), и за эмиром Египта, и за императором Священной Римской империи германской нации.
подробнее
Journal information