Свежо и актуально читаются слова, написанные в 1863 году Н.М. Катковым:
"С некоторых пор развилась у нас страсть, беспримерная и в наших собственных летописях, и в летописях целого мира, - страсть бранить, порицать и отрицать в себе все, предавать в себе все поруганию и осмеянию, все в себе терзать и уничтожать. Не то чтобы все эти операции производились каждым действительно над самим собой, - все эти операции производятся каждым над другими и главным образом над целым обществом, над целым народом.
В нашей литературе страсть эта доходила до последних пределов безобразия: и повести, и разные философские трактаты, и всякого рода критические статьи имели своей главной целью изображать гнусные свойства русского человека на всех общественных чредах и русского быта во всех его видах.
Наши beaux-esprits, наши умники с каким-то сладострастием предавались этому занятию. Не одни пустые люди, но и люди более или менее серьезные сознательно или бессознательно подчиняются этому духу народного самоотрицания и самоуничтожения. Ничего не осталось нетронутым: и старина наша отвратительна, и новизна наша возмутительна, и простой народ наш безнадежен, и наши образованные классы исполнены всякой мерзости; и помещик, и крестьянин, и чиновник, и священник, и купец, все является образчиком человеческой гнусности, все подлежит беспощадному бичеванию."
Согласитесь, что написано, как будто вчера и как будто про нас. Не буду углубляться в причины такого долгоиграющего феномена, замеченного и описанного еще в XIX веке, обращу внимание только на то, что ни в одном другом народе такого массового страстного самоуничижения не наблюдается.
Не буду говорить о плюсах этой сверхсамокритичности. Скажу о минусах к которым относится завышенные ожидания к соседям, коллегам и главное – к руководителям, у которых никак не получается соответствовать завышенным ожиданиям ожиданиям общественности, ибо соответствовать умозрительному идеалу – затея вообще безнадёжная.
Неподкупный, работящий, квалифицированный, внимательный и аскетичный до самоотречения «слуга народа», круглосуточно раздающий радуги и единорогов – не просто благие пожелания гражданского общества, но вполне себе оформленный государственный заказ, который пытались выполнить в разное время очень разные люди. "Моральный кодекс строителя коммунизма" в России был изобретен задолго до коммунизма.
подробнее
Journal information