Издревле люди, жившие в разных уголках нашей планеты, торговали между собой. Сначала это был просто обмен предметами, которые имелись в одном месте, но их не было в другом: соль, драгоценные камни и золото, лекарственные травы и благовония. Потом люди стали обмениваться товарами: продуктами питания, скотом, изделиями из бронзы и железа, ценными мехами, тканями, скотом и многим-многим другим.
Первоначально шел обычный обмен, а затем началась купля и продажа на деньги, появилась торговля, а вместе с ней возникли торжища — базары, ярмарки, торговые пути, которые соединяли страны, города и народы. Отдельные отрезки путей сливались, дороги удлинялись на запад и восток, север и юг, захватывая все новые и новые территории.
Так в Европе и Азии (Евразии) появился Великий Шелковый путь. В середине II века до н. э. через древние казахские степи и города он прошел трансконтинентальной магистралью, обеспечивающей многие столетия диалог культур и цивилизаций.
В формировании Великого шелкового пути как трансевразийской магистрали решающую роль сыграл древнекитайский чиновник Чжан Цянь. В 138 году до н. э. он отправился с опасной дипломатической миссией к кочевникам из племени юэчжей, чтобы убедить их стать союзниками китайской империи Хань в борьбе с кочевниками сюнну. Чжан Цянь стал первым китайцем, который побывал в Средней Азии – в Согдиане и Бактрии (ныне Узбекистан, Таджикистан и Афганистан). Там он узнал, каким огромным спросом пользуются китайские товары, и увидел много вещей, о которых китайцы не имели представления. Вернувшись в Китай в 126 году до н. э., он представил императору доклад о выгодах прямой торговли между Китаем и государствами Средней Азии. Хотя Чжан Цянь не смог добиться от юэчжей военной помощи в борьбе с сюнну, но собранные им сведения были признаны исключительно важными. В 123–119 годах до н. э. китайские войска самостоятельно нанесли поражение сюнну, обезопасив путь из Китая на запад. Именно с этого времени можно говорить о функционировании Великого Шелкового пути как сквозного маршрута, соединившего все великие цивилизации Старого Света – Китай, Индию, Ближний Восток и Европу. Эта огромная система караванных путей, протяженностью более 7 тыс. км, просуществовала более полутора тысяч лет – много дольше, чем другие дальние сухопутные торговые пути (как, например, путь «из варяг в греки»).
подробнее
Journal information