
Специалисты в области магии порой утверждают, что искусство волшебства у норманнов восходит к хордаландерам — древнейшим обитателям затонувшего материка Арктида, в незапамятные времена находившегося где- то на Крайнем Севере.
Меч против призрака
У древних скандинавов были очень богатые представления о всевозможных духах и волшебстве. Их магия была основана на интуиции, чувстве, не подвластном рассудку. Магами становились лишь в результате долгой душевной работы, сопряженной со страданиями и даже безумием. Рядом с людьми, как представлялось скандинавам, обитало множество потусторонних существ, представления о которых были весьма своеобразными. Например, норманнских призраков можно было убить с помощью холодного оружия…
Восставшие из мертвых
Скорее, речь идет даже не о призраках, а об оживших мертвецах. Одна из исландских саг повествует о том, что в поселке Торгальштадт жил нелюдимый крестьянин по имени Глаам. Окружающие не любили его. Однажды соседи нашли Глаама во дворе мертвым и по некоторым признакам решили, что его убил призрак. После смерти этот человек стал вредить жителям деревни, губить скот. Тот, кто случайно встречал его ночью, терял рассудок. Об этом кошмаре, постигшем Торгальштадт, прослышал храбрец Гретге и отправился туда, чтобы сразиться с живым мертвецом.
Однажды ночью призрак Глаама возник перед Гретге, который лежал в постели. Между ними завязалась драка. Когда, казалось, призрак одолел Гретге, к тому вдруг вернулись силы. Он взмахнул мечом и отсек Глааму голову, после чего сжег труп, собрал золу в кожаный мешок и зарыл ее вдали от лугов и дорог.
Эйрбиггернская сага повествует о том, как богатая женщина по имени Торгунна заболела и умерла. Она поделила между родственниками свое имущество и, между прочим, велела сжечь постель, на которой испустила дух. Однако наследники этого не сделали, так как постель стоила очень дорого. Вскоре после этого заболели и умерли 18 из 30 живших в доме людей. Их призраки стали ежесуточно появляться у очага, словно желая погреться у огня. Тогда жрец Спор- ре приказал все-таки сжечь постель Торгунны, а на призраков пожаловаться так называемому дверному суду, который обладал властью отваживать призраков.
подробнее
Journal information