konsul_777_999 (konsul_777_999) wrote,
konsul_777_999
konsul_777_999

Об идее создания российской нации

Я считаю, что ставить вопрос о «создании нации» в нашем случае абсолютно некорректно, потому что у нас уже возникла нация, которая сложилась во многом вокруг государственного ядра, вокруг развития государственных институтов — и сложилась не за 20 лет существования Российской Федерации, а, как минимум, за несколько столетий.

И это русская нация

Несмотря на то, что основной канвой её становления было в том числе государственное строительство, сегодня главной платформой, которая её объединяет, является русская культура, русский язык и национальная память.

Проблема с российской нацией состоит в том, что строить нацию в существующих границах Российской Федерации, отсекать часть русских, оставшихся за рубежом после распада Советского Союза, и это оставляет очень много вопросов относительно собственного прошлого — нация это не только совокупность граждан, в стране ныне живущих, нация — это совокупность поколений.

Предшествующие поколения, они не были гражданами Российской Федерации, они жили в государстве с другими границами, в государстве с другим конституционным строем. Соответственно для того, чтобы обеспечивать это единство поколений, нация должна базироваться на иной платформе, нежели территория и социальные государственные институты.

Эта платформа есть — еще раз повторюсь — это культура, язык и национальная память. Поэтому носителями этих нациеобразующих начал являются люди не только русского происхождения. Это открытая модель нации.

О нациях этнических и гражданских

Существует, скажем так, некое условное разделение наций на этнические и гражданские.

Этнические — это сформированные вокруг культурного ядра, гражданские — сформированные по принципу территорий вокруг политических институтов.

Большая часть реально существующих наций сочетает в себе этнические и гражданские элементы. То есть, эти начала не следует друг другу противопоставлять — какие-то нации ближе к одному полюсу, какие-то ближе к другому. Гражданская и территориальная нация базируется на единстве правовой системы, единстве территории, Конституции, судебной
системы, налоговой системы, демократических институтов и т. д.…

Есть ли всё это у нас? Да, всё это есть.

Но это не то, что является основным предметом лояльности и основным источником патриотической мотивации для жителей страны.

Я был бы рад, если бы когда-нибудь российская Конституция стала таким же предметом гордости, как русская культура, но вероятно для этого нам надо ещё очень много сделать, и это явно не произойдёт быстро.

Поэтому переносить акцент с таких факторов, как язык, культура и национальная память, русский язык, культура и национальная память на формальные институты: конституционный строй, границы и т. д. — значит, подорвать лояльность, подорвать основы патриотического чувства. То есть, мы можем достичь результата, прямо обратного желаемому.

«А что же мы будем делать с мордвой?»

Мордва — это как раз пример народа, который по большей части был «мягко русифицирован». Большая часть людей, которые по происхождению как-то связаны с этой этнической группой — сегодня считают себя русскими.

Те же, кто сохраняют свою идентичность, не имеют препятствий к тому, чтобы также считать себя русскими, поскольку они являются в подавляющем большинстве носителями русского языка и русской культуры.

Для национальных анклавов возможны оба варианта: мягкая русификация и сохранение двойной идентичности — по происхождению и по культуре.

Третий вариант — если сохраняется этническая дистанция (это скорее случай не Мордвы, а Северного Кавказа), то это скорее модель существования союза народов, поскольку носителям активного этнического самосознания нерусских, скажем так, народов можно предложить модель сосуществования именно в союзе с русскими в рамках общего государства.

По большому счёту конструкцию Россию можно, как конструкцию, исторически описать, как союз народов — этот союз создавался вокруг русского ядра. Если русское самосознание
не будет достаточно сильным и уверенным, не будет охватывать это абсолютное большинство населения страны, не будет вызывать позитивной самоидентификации, то стержень, вокруг которого этот союз образуется, будет сломан, и союз распадётся.

Итак, первая опция — мягкая русификация, вторая — двойная идентичность, третья- модель союза народов, в рамках которой человек, будучи представителем своей этнической группы, не сливаясь с русскими, если он этого не хочет, будет чувствовать себя соучастником, соавтором российского государственного проекта.

Широко известен случай например, когда президент Ингушетии на олимпийских играх призывал болеть за турецкого борца против России, потому что турецкий борец был этнический ингуш (и этот же спортсмен потом получило в Ингушетии квартиру, за счет российского бюджета, очевидно). Понятно, что российская нация представляет собой некий конструкт, чтобы интегрировать в том числе и такие элементы

В интеграции с точки зрения концепции гражданской нации нуждаются в первую очередь именно те регионы, которые в большей степени выпадают из общероссийской правовой и политической культуры.

Именно там нужно сосредоточить основные усилия по интеграции.

Эти усилия связаны с общим образовательным и культурным пространством — то есть, надо стремиться создавать единое образовательное и культурное пространство.

Думать, что все этнополитические проблемы того же Кавказа будут решены по мере улучшения социально-экономической обстановки — большая наивность.

Только усилия по интеграции их в единое культурное и образовательное пространство могут, скажем так, обеспечить не какую-то унификацию или слияние, или ассимиляцию, а интеграцию и некое оптимальное сосуществование.

При этом народы Северного Кавказа ещё долго будут демонстрировать приоритет этнической идентичности над гражданской, и это история с ингушским борцом — наглядный и яркий пример такого приоритета.

Сделать с этим в обозримой перспективе ничего нельзя, можно только самим — я имею в виду русским — реализовывать свою идентичность, быть достаточно сильными, и тогда центростремительные силы будут сильнее, чем центробежные.
РЕМИЗОВ Михаил
Subscribe
promo konsul_777_999 july 3, 2018 21:15 1
Buy for 30 tokens
После повторного назначения Медведева и его более или менее перестановленного правительства общественное мнение в России и за рубежом было разделено на то, было ли это хорошим признаком преемственности и единства между российским руководством или было ли это подтверждением того, что было 5 й…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments