В одном из своих постсоветских интервью Олег Калугин заявил: «КГБ создал в Ленинграде рок-клуб, был его спонсором, а непосредственные организаторы — нашими агентами. Комитет стремился поставить под контроль анархические тенденции в музыкальной жизни города, но объективно создание рок-клуба было полезным для общества!..».
Рок-движение в СССР попало под надзор 5-го отдела КГБ, который в 1967 году снова превратился в целое 5-е Управление, долгие годы возглавляемое опытным контрразведчиком (с 1945 года) Филиппом Бобковым. Он, как и Олег Калугин, был «птенцом» из гнезда всё того же Евгения Питовранова. Последний в 1946-1950 годах возглавлял 2-е управление (контрразведка) МГБ СССР, в котором 3-й отдел надзирал за антисоветскими элементами среди интелигенции (за теми же джазменами).
Первый в СССР джазовый фестиваль прошел по инициативе КГБ именно в те годы – в 1949 году (Таллин). По мере вестернизации советской системы этот надзор менял свои формы – от репрессивного к профилактическому. А с конца 60-х, когда высший советский истеблишмент стал сближаться с западным посредством того же «Римского клуба» (1968), рок-музыку стали постепенно вписывать в ткань советской культуры. Даже для детей снимали соответствующие мультики, вроде двух серий «Бременских музыкантов» (1969, 1973).
Это «вписывание» проходило под надзором чекистской «пятки» (5-го управления).
Например, все значительные...
Подробнее на https://vizitnlo.ru/tajnye-pruzhiny-razvala-sssr-8/
Journal information